От EVA к MVA (рыночной добавленной стоимости)

От EVA к MVA (рыночной добавленной  стоимости)

Конечная цель управления не заключается в увеличении прибыли на инвестированный капитал; не содержится она и в увеличении только EVA. Сам по себе показатель EVA не дает инвесторам представления о том, способно ли руководство создать положительный уровень EVA в последующие годы. В конечном счете, именно текущая стоимость будущих EVA определяет рыночную стоимость компании. По этой причине необходим дополнительный критерий, чтобы понять, как рынки оценивают перспективы компании по созданию будущих EVA. Таким критерием является рыночная добавленная стоимость (MVA).

MVA — это разница между рыночной стоимостью компании и инвестированным капиталом. Иными словами, MVA — это премия, которой рынок награждает компанию, помимо вложенных в нее денег инвесторами. Премия основана на будущих показателях EVA, ожидаемых рынком. Мы уже указывали, что разница между рыночной стоимостью компании и капиталом равна текущей стоимости всего будущего остаточного дохода. Поскольку EVA — это модифицированная форма остаточной прибыли, мы можем сделать вывод, что MVA равна текущей стоимости всех будущих EVA.

Существует два возможных сценария развития событий. Либо рыночная стоимость капитала больше, чем инвестированный капитал, а это говорит о том, что значение MVA положительно, либо рыночная стоимость меньше инвестированного капитала. В первом варианте инвесторы полагают, что руководство заработает больше, чем стоимость капитала компании. В результате они ассигнуют большую стоимость, чем стоимость капитала компании. Но во втором случае инвесторы подают сигналы о том, что уровень рентабельности компании не удовлетворяет их требованиям. То, что мы наблюдаем, — абсолютно идентично анализу чистой приведенной стоимости для отдельного проекта. Чистая приведенная стоимость проекта положительна, если ожидаемый внутренний уровень доходности больше, чем стоимость капитала. В противном случае она отрицательна. Целью руководства должна быть максимизация MVA — точно так же, как если бы они работали для максимизации чистой приведенной стоимости других проектов.

Рынок признает и принимает создание стоимости, умножая инвестированный капитал на число, больше, чем 1,0. Некоторые называют это «проверкой на один доллар». Уоррен Баффет рассказывает о пользе «проверки на один доллар» в своем письме акционерам Berkshre Hathaway. Он писал: «Наша задача — выбирать предприятия с такими экономическими характеристиками, при которых один доллар нераспределенной прибыли можно перевести в конечном итоге как минимум в один доллар рыночной стоимости».

Marakon Assocates, консультационная фирма, специализирующаяся на оценке и планировании деятельности, основанной на стоимости, утверждает, что, по их наблюдениям, 100% созданной стоимости большинства компаний сосредоточены менее чем на 50% используемого капитала. Если это так, у руководства большинства компаний остается реальная возможность освободить стоимость (Mauboussn, 1995 г.).

Понятно, что абсолютной связи между MVA и EVA компании  не существует. Как мы уже говорили, MVA представляет рыночную оценку будущих  EVA компании, в отличие от единичного значения показателя EVA за прошедший  период, показанного здесь. Интересно обратить внимание также на многообразие  вошедших в перечень компаний: от высоких технологий до магазинов уцененных  товаров и продукции отечественного производства. Тем не менее компании, работающие в сфере высоких технологий и коммуникаций, безусловно занимают львиную долю списка.

Комментарии запрещены.

Принимаете участие в семинарах?

Результаты
Бизнес-тренинги