Научные данные
Недавние научные исследования положили начало изучению утверждений консалтинговых компаний, использующих критику методов конкурентов для продвижения собственного метода управления, основанного на стоимости. Возможной проблемой исследований, проводимых консалтинговыми компаниями, является, несомненно, естественное желание этих компаний не только обнаружить факты, подтверждающие эффективность их собственных измерений, но и подчеркнуть недостатки методов, используемых конкурентами. Учитывая предрасположенность консалтинговых компаний к критике, мы сосредоточим наш обзор на эмпирических данных работ, написанных научными исследователями, и на работах, которые прошли независимую экспертизу. Читатель, желающий ознакомиться с материалами исследований по данной теме, может обратиться к Интернет-сайтам отдельных консалтинговых компаний, применяющих управление, основанное на стоимости, на практике. Итоги нескольких научных исследований, касающихся соотношения некоторых способов измерения эффективности VBM и цен или доходности акций. Мы подробно обсудим статью Биддла, Боуэна и Уоллеса (1997 г.) в качестве примера подобных исследований, и направим читателя, который желает получить полное представление об этих данных, к исследованиям.
Биддл, Боуэн и Уоллес (1997 г.) сравнивают прогнозирующую способность EVAcTa-кой же способностью бухгалтерской прибыли и остаточного дохода при использовании их для прогнозирования соответствующей доходности акций. В частности, они обращаются к следующим вопросам:
Превосходят ли EVA или остаточный доход используемые в настоящее время способы измерения эффективности, прибыль и денежный поток от операционной деятельности, при объяснении соответствующей годовой доходности акций?
Помогают ли компоненты, используемые только при измерении EVA или остаточного дохода, объяснить соответствующую доходность акций лучше, чем это делают денежный поток от операционной деятельности и прибыль?
Суть первого вопроса заключается в следующем: улучшит ли корректировка бухгалтерской прибыли и измерения денежного потока для оценки стоимости капитала прогнозирующую способность способов измерения эффективности, основанных на бухгалтерских расчетах, при оценке доходности акций. Во-вторых, авторы задают вопрос о том, увеличит ли корректировка расчетов по GAAP, рекомендованное Стерном Стюартом, вовлечение стоимости капитала с использованием остаточного дохода. Если сформулировать по-другому, дополняют ли EVA или остаточный доход используемые в настоящее время способы измерения эффективности, такие, как прибыль и денежный поток от операционной деятельности?
Используя пример анализа многих лет деятельности компаний, включая компании, как внедрившие, так и не внедрившие EVA, в период с 1984 по 1993 год, Биддл и другие обнаружили, что бухгалтерские прибыли более тесно связаны с откорректированной по рынку годовой доходностью акций (R2 = 12,8%), чем остаточный доход (Р.2 = 7,3%) или EVA (R2 = 6,5%). Более того, они обнаружили, что денежный поток от операций продемонстрировал самую низкую прогнозирующую способность (R2 = 2,8%).
Далее проверили, действительно ли дополнительная корректировка, необходимая при переходе с остаточного дохода на EVA, существенно увеличивает объяснительную способность при попытках спрогнозировать соответствующую доходность акций. Для осуществления такого анализа они разложили EVA на компоненты, представляющие собой денежный поток от операций, начисления по операциям, плату за капитал и бухгалтерские корректировки. Такие компоненты, как плата за капитал и корректировка расчетов, используются только при подсчете EVA, и дают возможность проверить их добавочную стоимость для улучшения прогнозирования доходности акций. Авторы обнаружили, что, хотя каждый компонент значимо связан с откорректированной рынком доходностью, компоненты EVA не оказываются экономически существенными.
Объединив все результаты, авторы пришли к заключению, что ни EVA, ни остаточный доход не превосходят прибыль при объяснении соответствующей доходности акций. Таким образом, в случае, если аналитик хочет спрогнозировать отклоняющиеся от нормы изменения курса акций (доходность), оказывается, что бухгалтерская прибыль служит для этой цели так же хорошо, и даже лучше, чем EVA или остаточный доход с их дополнительной корректировкой отчетной прибыли.