EVA: «точная настройка» остаточного дохода

EVA: «точная настройка»  остаточного дохода

Впервые акроним EVA, означающая экономическая добавленная стоимость (economc value added), был использован в 1989 году (Финеган), но существенное внимание EVA стали уделять лишь четыре года спустя, в значительной степени благодаря статье в журнале Fortune (Талли, 1993 г.). В статье были представлены в общих чертах концепция EVA и методики расчета, было опубликовано интервью с Джоэлом Стерном и Беннеттом Стюартом из Stern Stewart & Co., главными сторонниками этой концепции, и, кроме того, приведены примеры крупнейших американских корпораций, успешно использующих EVA в качестве критерия измерения эффективности деятельности корпорации. Это было благоприятное начало, и концепция EVA вызвала интерес у многих представителей деловых кругов, включая такие компании, как Coca-Cola Co., El Llly, Baush & Lomb, Sony, Matsushta, Brggs & Stratton и Herman Mller. Даже китайцы (в частности научно-исследовательский институт ценных бумаг Chna Eagle) пытаются адаптировать EVA с целью использования при оценке инвестиций в ценные бумаги (Chna Onlne, 2000 г.). Видный экономист Майкл Дженсен из Harvard Busness School прокомментировал это следующим образом: «Благодаря статье в Fortune концепция EVA как главный инструмент управления действительно получила широкую известность». С тех пор в финансовой прессе EVA регулярно обсуждается и, как правило, постоянно появляются публикации, рассказывающие о недавнем опыте какой-либо компании, взявшей на вооружение данный метод. Поиск в Lexs Nexs статей на данную тему выдает постоянно растущие результаты. В 1994 году было опубликовано 152 статьи, а с июня 1998-го по июнь  1999 года  672 статьи. Многие из них вышли в таких популярных газетах и журналах, как Fortune, Wall Street Journals London Tmes, а также во многих специализированных изданиях. Fortune назвала EVA «самой популярной на сегодняшний день  финансовой идеей». Питер Друкер заявил, что EVA — это критерий «совокупной производительности факторов производства», растущая популярность которого отражает новые требования информационной эпохи. По словам Роберта Болдта, референта по инвестициям CalPERS, пенсионного фонда размером в 135 млрд. долларов,  учетные критерии не действуют. Только EVA дает реальную картину создания стоимости. В результате CalPERS определяет фокус-лист неблагополучных компаний,  основываясь на долгосрочной динамике курса акций компании, корпоративной методике управления и расчете EVA.

Даже аудиторы начинают обращать внимание на экономическую добавленную стоимость, что мы находим несколько неожиданным, если учесть, что EVA ставит под  сомнение оценку прибыли как критерий эффективности корпорации  тот самый  критерий, который большинство обычных бухгалтеров считают «окончательным ответом». Вспоминается, как в 1993 году мы разговаривали с партнерской группой  крупной аудиторской компании по поводу управления, основанного на стоимости.  Во время презентации мы высказали мнение, что прибыль не является лучшим критерием эффективности компании и им нужно подумать о какой-нибудь форме экономической прибыли, включающей альтернативную стоимость фондов для собственного капитала инвесторов. Мы предоставили логическое обоснование и привели в  качестве примера экономическую добавленную стоимость. Еще до окончания презентации стало ясно, что наши слушатели, всю жизнь занимавшиеся аудитом и обложением, были совершенно невосприимчивы ко всему, что лишает их привычной веры в прибыль как критерия эффективности. Но позже, всего лишь три года  спустя, на семинаре Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (CPA), посвященном будущему финансового управления, действительно  было предсказано в регулярных сообщениях Wall Street Journal о ценных бумагах и  прибыли, что EVA вытеснит прибыль на акцию. Хотя придавать большого значения  этим событиям не следует, мы полагаем, что они отражают произошедшие в целом  изменения во взглядах.

Комментарии запрещены.

Принимаете участие в семинарах?

Результаты
Бизнес-тренинги