Является ли VBM полезным инструментом при выборе акций?

Является ли VBM полезным  инструментом при выборе акций?

Управление, основанное на стоимости, обычно рассматривается как инструмент для управления внутренними операциями коммерческого предприятия с целью создания акционерной стоимости. Поэтому не вызывает особого удивления тот факт, что биржевые аналитики также приняли на вооружение основные положения управления, основанного на стоимости. Например, компания Goldman Sachs 6 мая 1997 года организовала конференцию под названием «EVA и рентабельность капитала: пути к благосостоянию акционеров», на которой они объявили, что EVA для промышленных предприятий, с которыми работает агентство S&P, выше, чем когда-либо за последние двадцать пять лет. Это наблюдение подкрепляется и повышением разницы между рентабельностью инвестированного капитала и стоимостью капитала с 0% в 1986 году до 4% в 1997 году.

Издательство CS Frst Boston опубликовало книгу «EVA, пособие для начинающих» (EVA Prmer) Джексона, Мобуссина и Вульфа (1996 г.), в которой восхваляется проникновение в суть создания и разрушения стоимости, которого можно достичь при использовании EVA в качестве основы для анализа. Более того, они утверждают, что с помощью методологии EVA можно непосредственно рассчитать коммерческие и финансовые риски таким образом, который позволит инвестору оценить как величину, так и стабильность доходов. Они подводят итог, заявляя: «Отдел исследования собственного капитала компании CS Frst Boston все шире использует EVA в своих анализах».

Такой интерес к управлению, основанному на стоимости, со стороны инвестиционного и банковского бизнеса свидетельствует, что инвесторы положительно относятся к компаниям, внедряющим эти системы. Вопрос, который стоит перед инвестором, заключается в том, принесет ли стратегия выбора акций, в основе которой лежат компании, использующие систему VBM, более высокие доходы? Под более высокими подразумеваются доходы выше, чем те, которые были бы получены при выборе портфеля акций подобных (не внедривших VBM) компаний. Рассмотренные данные свидетельствуют, что эксперты до сих пор не определились с ответом на вопрос о том, работает ли подобная стратегия. Тем не менее, как было отмечено в нашем обсуждении, проверку этого утверждения очень сложно осуществить, поэтому может быть, что полученные результаты неоднозначны именно из-за методологических проблем.

Постоянный рост популярности систем управления, основанного на стоимости, свидетельствует об эффективности VBM. Признание VBM производственными предприятиями и бесчисленные страницы финансовых публикаций, посвященных этому вопросу, представляют собой мощные свидетельства в его поддержку. В конце концов, некоторые промышленные магнаты являются одними из самых ярых сторонников VBM. Тем не менее мы выделили три фундаментальных вопроса, имеющих отношение к этой полемике, ответы на которые вовсе не очевидны. В следующем списке приведено краткое резюме поданным, касающимся каждого из них.

 Обеспечивает ли теория оценки с помощью дисконтированного денежного потока надежные оценки цен на акции? Все методологии VBM, рассмотренные в этой книге, основываются на убеждении, что ответ на этот вопрос является утвердительным, и существуют данные, подтверждающие подобное мнение. Однако факты свидетельствуют о том, что эта теория предоставляет очень приблизительные прогнозы. То есть, модель дисконтированного денежного потока обеспечивает оценки стоимости акций, которые весьма точны, но обладают значительной погрешностью прогноза. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли верны наши модели дисконтированного денежного потока собственного капитала? То есть, пригодны ли методы VBM, основанные на факторах стоимости, и выведенные на базе модели оценки компании с помощью дисконтированного денежного потока для управления компанией с целью создания акционерной стоимости?

 Обеспечивают ли критерии VBM приемлемые прогнозы рыночных цен обыкновенных акций? При рассмотрении имеющихся в наличии данных видно, что большинство исследований, проводимых консалтинговыми компаниями по этому вопросу, могут ввести в заблуждение. Слишком часто критерии измерения финансовых результатов деятельности за отдельный период используются как единственный показатель цены акций даже несмотря на то, что он не согласуется с фундаментальными положениями модели дисконтированного денежного потока. На самом деле, было бы удивительно, если бы результатов деятельности за отдельный период (каким бы образом они не измерялись) оказалось достаточно для прогнозирования стоимости компании. Теория дисконтированного денежного потока, на которой основываются методы VBM, утверждает, что стоимость компании равна текущей стоимости всех ожидаемых будущих денежных потоков.

 Оказывает ли VBM влияние на эффективность деятельности внедривших его компаний? Существуют данные, свидетельствующие о том, что компании, внедряющие систему VBM, действительно изменяют способ управления своими активами. В частности компании, использующие системы, основанные на остаточном доходе или EVA, часто распродают или каким-либо другим способом ликвидируют малоиспользуемые активы в попытке повысить EVA. Подобные действия, конечно, могут оказать благоприятное влияние на стоимость акций, если компания осуществила избыточные капиталовложения. Тем не менее возникает вопрос о том, что должна делать компания, когда все эти возможности исчерпаны. Также были некоторые попытки обратиться к проблеме эффективности путем изучения успешности компаний, внедривших управление, основанное на стоимости. Эти исследования обнаружили, что внедрение системы, основанной на остаточном доходе или EVA, действительно ведет к улучшению критериев эффективности, основанных на бухгалтерских расчетах и рыночных показателях.

И все же недавние исследования результатов деятельности компаний, внедряющих VBM, за долгий период не подтверждают существенных различий в эффективности компаний, внедривших VBM и не использующих его. Каким бы неутешительным ни был подобный результат для сторонников VBM, это сравнение не может оценить эффективность, которой достигли бы компании, внедрившие VBM, если бы они не решили использовать VBM. Другими словами, если бы компании не внедрили VBM, все могло бы быть хуже.

Комментарии запрещены.

Принимаете участие в семинарах?

Результаты
Бизнес-тренинги