Акционер, свободные денежные потоки и прочее

Акционер, свободные денежные  потоки и прочее

Если цель заключается в повышении биржевого курса компании, как руководство должно обращаться с инвесторами? Если кто-то спросит, не слишком ли высока или, наоборот низка биржевая цена акций компании, или же она именно такая, как нужно,  что должен ответить управляющий? Мнение о том, что «это зависит от обстоятельств», скорее всего, неправильно. (Хотя мы сделали некоторые исключения для данной книги, и считаем, что они  действительно редкость.)

Большинство руководителей предприятий полагают, что одна из их основных функций  представлять компанию перед общественностью, в том числе и перед инвесторами компании. Но, несмотря на то, что практически всем наемным работникам говорят: клиент всегда прав, большинство руководителей действуют так, как будто инвесторы почти всегда неправы. Некоторые жалуются на краткосрочный период фокусирования компании на рынок и на то давление, которое они чувствуют, делая краткосрочные интересы компании приоритетными, в отличие от долгосрочных. Они утверждают, что редко можно встретить аналитика, который в полной мере способен определить потенциал их компании. Тем не менее мы считаем, что многие управляющие недооценивают инвесторов и их способность выявить возможности предприятия, располагая достаточным количеством информации.

Мы не хотим критиковать управляющих за то, что они серьезно воспринимают себя как главных защитников своих компаний. Будущие акционеры, возможно, захотят этого, но существующие вряд ли будут признательны руководителю, который постоянно умаляет значение стоимости их акций. В конечном счете, при более высокой цене на акции компаниям легче осуществлять финансирование инвестиций.

Помимо обычных критериев оценки финансовой деятельности за прошедший период инвесторам требуется также информация о будущих перспективах компании и как можно больше дополнительных сведений нефинансового характера. Как мы уже говорили институциональным инвесторам необходимо, чтобы компании более подробно освещали корпоративный стиль управления, в частности что происходит в зале заседаний совета директоров и какова внутренняя политика. Как реагировать управляющим на подобные требования финансовых кругов о предоставлении разнообразной информации?

Ответ во многом зависит от нашего мнения по поводу того, какого рода информация нужна финансовым рынкам. Результаты исследования, проведенного Shelley Taylor & Assocates (консультационной компанией, расположенной в Пало-Альто), показали, что крупнейшие институциональные инвесторы Соединенных Штатов и Европы сочли один вид информации более важным, чем все остальные: свободный денежный поток. Большинство руководителей тем не менее с таким заключением не согласны. Они продолжают руководствоваться не денежными учетными критериями, принимая решения, приводящие к разрушению стоимости.

Подобная перспектива препятствует руководству компаний быть честными с акционерами. Хотя обнародование денежных потоков самих по себе — достаточно просто, исследования Shelley Taylor наводят на мысль, что информация, которая может помочь инвесторам оценить будущие потоки денежных средств, тщательно охраняется. Инвесторам нужно больше сведений о специфике бизнеса предприятия и о том, как результаты деятельности компании сопоставимы с их внутренними критериями эффективности.

Исследования Shelley Taylor развенчали также несколько мифов, в частности касающихся корпоративного управления. Из девятнадцати видов информации о корпоративном управлении, считающихся важными, лишь один  жалование руководителя  вошел в число двадцати вопросов, которые больше всего интересуют инвесторов. Следует добавить, что инвесторов в основном интересует то, каким образом жалование руководителя связано с эффективностью и лишь потом их волнует сумма.

Знать, что интересует инвесторов, — это одно; уметь предоставить им информацию — это другое. С самого начала управляющие сталкиваются с противоречивыми целями например, доскональная информация о стратегии предприятия и специфике его деятельности может оказаться на руку конкурентам, если раскрыто слишком много подробностей — это нанесет ущерб интересам акционеров. В течение долгого времени это преподносилось как преимущества немецкого и японского капитализма, где банки, владеющие крупными пакетами акций, являются единственным акционерами, получающими подробную информацию.

У компаний есть один способ решения данной проблемы  проведение закрытых заседаний с группами институциональных инвесторов. Регулирующие организации разрешают подобный обмен информацией, при условии, что не происходит злоупотреблений. Законодательные акты последних лет усложнили судебные преследования компании в результате непредвиденных обстоятельств. Эти изменения должны снизить угрозу нежелательных последствий для тех менеджеров, которые рассказывают о своих планах.

Однако более серьезный конфликт возникает из-за нежелания руководства делиться информацией с акционерами. Сделав свои цели достоянием общественности, руководители станут объектом тщательных проверок и, несмотря на все заявления об акционерной стоимости и учете, руководству компании по понятным причинам не хочется оказаться «на крючке», точно так же, как и частным владельцам компаний не нравится тщательная проверка, когда они делают компанию открытым акционерным обществом. Тем не менее некоторые крупные бухгалтерские компании начали поиск других критериев, дополняющих те, что уже широко используются.

Концепция свободных денежных потоков служит фундаментом — и неплохим для управления, основанного на стоимости. Независимо от того какую деятельность мы выбрали, свободные денежные потоки должны быть в центре всех усилий, направленных на поиск управленческих решений, призванных повысить стоимость компании.

Свободный денежный поток равен денежному потоку от операционной деятельности за вычетом суммы увеличения инвестиций в рабочий капитал и расходов на капитал. Свободные денежные потоки важны потому, что они представляют собой суммы, распределяемые среди инвесторов компании, и являются главным фактором, определяющим стоимость компании.

Определяя стоимость компании, мы строим анализ следующим образом:

Стоимость компании = Текущая стоимость свободных денежных потоков + Стоимость не операционных активов и Акционерная стоимость = Стоимость компании,  Будущие обязательства. Факторы, определяющие стоимость, или факторы стоимости, включают:

  • объем продаж;
  • темпы роста продаж;
  • операционную рентабельность продаж;
  • отношение активов к продажам;
  • налоги.

Мы создаем экономическую стоимость, получая рентабельность инвестированного капитала, которая превышает средневзвешенную стоимость капитала компании. В качестве альтернативы мы можем создавать стоимость, не расширяя компанию (или еще лучше сокращая ее), если рентабельность капитала меньше, чем его стоимость. Руководство должно придерживаться стратегий, которые создают стоимость, то есть стратегий, в которых текущая стоимость возможностей роста положительна.

Из последних исследований мы знаем, что свободный денежный поток считается важной информацией для инвесторов, и мы полагаем, что его значение со временем возрастет. Таким образом, руководство обязано раскрывать суммы свободных денежных потоков компании, в том числе расшифровки по основным направлениям своей деятельности. Только тогда владельцы компании будут обладать достаточной информации для того, чтобы судить об эффективности деятельности руководства по созданию экономической стоимости для инвесторов.

Комментарии запрещены.

Принимаете участие в семинарах?

Результаты
Бизнес-тренинги