Больше, чем финансовое упражнение

Больше, чем финансовое упражнение

Читая печатные материалы и общаясь с руководителями, интегрировавшими EVA в систему управления компанией, вы не можете не заметить энтузиазма по поводу того, насколько полезным оказался критерий EVA для культуры и операций компании. Часто это больше идеология и система оценки, чем количественный анализ. Для многих EVA становится призмой, сквозь которую они смотрят на бизнес. На семинаре, проводимом Stern Stewart & Co., Беннетт Стюарт говорил об «усилении фундамента EVA» — о том, что мы считаем главными ценностями и что, по мнению Sten Stewart, должно сопровождать эффективное использование EVA внутри компании. Мы изложим здесь своими словами несколько таких идей:

 В управлении корпорацией должны участвовать все, и каждому нужно осознавать, что он принимает участие в создании акционерной собственности.

 EVA  это прибыль компании минус требуемая прибыль; это как если бы мы ничем не владели и все взяли в аренду, но это больше, чем критерий экономической прибыли, — это также критерий добавленной руководством стоимости, как если бы компания прошла через выкуп за счет кредита.

 EVA служит для обеспечения коллективного видения; это определенная система финансового управления. Чтобы извлечь из EVA пользу, мы должны  использовать его для всего; иначе он неэффективен и становится слишком сложным, если используется лишь в некоторых областях.

 Управляющие должны мыслить и получать компенсацию как владельцы на интуитивном уровне и экономически. Создав стоимость, руководство должно иметь от этого свою долю. Принцип EVA гласит: «Давайте распределим добавленную экономическую стоимость», а это не то же самое, что премия. Распределение стоимости в отличие от получения премии оказывает влияние на поведение.

Поэтому полагать, что EVA  всего лишь числовые расчеты, пусть даже максимально информативные, — означает упустить важный момент, касающийся EVA, Srern Stewart & Со хотят, чтобы мы этот момент поняли. На семинарах и из выпускаемой ими литературы вы больше узнаете о том, как решать финансовые вопросы, чем вычислять EVA. Как любит говорить Джоэл Стерн: «Вычислить EVA компании может любой. Важно то, как EVA используется». В 1998 году Эрбар, старший вице-президент Stern Stewart & Со сказал бы нам, что беспокоиться ради того, чтобы применять EVA в качестве эталона эффективности, пожалуй, не стоит. В 1991 году он вместе со Стюартом долго и упорно доказывали, что, если критерий EVA так важен, он должен стать определенной системой финансового управления внутри организации, в том числе его нужно связать с вознаграждениями, как президенту компании, так и рабочим производственных помещений. Они утверждают, что в таком случае критерий EVA принес бы четыре вида пользы:

 EVA зависит от новой усовершенствованной оценки прибыли на инвестированный капитал, при которой игнорируются все бухгалтерские записи в учетном журнале, что могут исказить экономическую информацию о компании и ввести в заблуждение руководство и инвесторов в отношении финансовых результатов деятельности компании.

 EVA предоставляет новый и усовершенствованный критерий оценки операционной деятельности и стратегических решений компании, в том числе стратегического планирования, распределения капитала, расчета стоимости приобретений и распродажи активов, а также установления целей.

 EVA в сочетании с правильно составленным бонус планом могут наполнить смыслом движущую силу в виде перспектив владельца; управляющие будут мыслить и действовать как владельцы, поскольку им будут платить как владельцам.

 Система экономической добавленной стоимости может изменить корпоративную культуру, способствуя коммуникациям и взаимодействию между подразделениями и отделами. В этом качестве EVA может быть ключевым элементом внутреннего корпоративного управления компании.

Таким образом, если использовать EVA так, как советуют Stern Stewart & Co., критерий должен обеспечивать необходимые стимулы для руководства и изменять поведение, в том числе и использование капитала, а не просто служить инструментом финансового анализа. Stern Stewart & Со хотят, чтобы мы поняли это в первую очередь.

Экономическая добавленная стоимость основана на концепции остаточного дохода. Для бухгалтера по финансовому учету стоимости собственного капитала не существует. Но для экономиста-финансиста и бухгалтера по управленческому учету есть стоимость, связанная с использованием собственного капитала, — альтернативная стоимость этих фондов. После учета этой стоимости мы получаем остаточный доход. Но EVA — это нечто большее, чем остаточный доход; он предназначен также для того, чтобы устранить «искажения», созданные посредством традиционного бухгалтерского учета, в котором нет никакого экономического смысла.

Математически EVA вычисляется следующим образом:

EVA = Чистая операционная прибыль после налогов (Стоимость капитала х Начальный КАПИТАЛ), где чистая операционная прибыль после налогов (NOPAT) и КАПИТАЛ пересмотрены на основе кассового метода учета или настолько близко к кассовому методу, насколько они могут быть разумно пересмотрены.

Стоимость компании может быть выражена через экономическую добавленную стоимость, что покажет точно такую же стоимость компании, как и текущая стоимость свободных потоков денежных средств. То есть:

Стоимость компании = Текущая стоимость будущих свободных потоков денежных средств = Инвестированный капитал + Текущая стоимость будущих показателей EVA.

EVA заставляет нас обратить внимание на три способа увеличения стоимости:

 Увеличение уровня рентабельности, получаемой на основе существующего капитала, то есть создание большей операционной прибыли без дальнейшего привлечения капитала в предприятие.

 Инвестирование дополнительного капитала в проекты, которые приносят прибыль, превышающую стоимость привлечения нового капитала.

 Изъятие капитала из операций, приносящих недостаточную прибыль, или по меньшей мере сокращение будущих инвестиций в такие операции.

Некоторые компании получают весомые положительные значения EVA, инвестируя в проекты, прибыль с которых лишь незначительно выше стоимости капитала. Другие компании достигают исключительных результатов, инвестируя в ограниченное количество проектов с высокой прибылью.

Конечная цель руководства заключается не в увеличении прибыли на инвестированный капитал и не в увеличении показателя EVA как такового. Отдельно взятый показатель EVA не дает инвесторам представления о том, способно ли руководство создать положительную экономическую добавленную стоимость в последующие годы. В конце концов, именно текущая стоимость будущих EVA определяет рыночную стоимость компании. По этой причине необходим дополнительный критерий, чтобы понять, как рынки оценивают перспективы компании по созданию будущих значений EVA. Таким критерием является рыночная добавленная стоимость (MVA). MVA — это разность между рыночной стоимостью компании и инвестированным капиталом. Иными словами, MVA  это премия, которой рынок награждает компанию, помимо вложенных в нее денег инвесторами. Премия основана на будущих значениях EVA, ожидаемых рынком.

Критерий EVA прежде всего должен предоставить ответ на вопрос: «Создает ли руководство стоимость для акционеров?» Однако полагать, что EVA — всего лишь числовые расчеты, пусть даже максимально информативные,  означает упустить важный момент, касающийся EVA,  Stern Stewart & Со хотят, чтобы все этот момент поняли. Если EVA применяется исключительно в качестве финансового критерия, в этом случае используются лишь немногие его достоинства. Фактически Stern Stewart утверждает, что при правильном использовании EVA предоставляет четыре преимущества. Короче говоря, смысл в том, чтобы использовать EVA как поведенческий инструмент и изменить использование капитала и прочие стимулы, а не просто применять его в качестве инструмента финансового анализа.

Комментарии запрещены.

Принимаете участие в семинарах?

Результаты
Бизнес-тренинги